test

Эксклюзив

Как вызвать мастера из онлайн-сервисов и не остаться с носом — о страховании рисков работы с наемными рабочими

6 декабря 2022, 11:28
6 декабря 2022, 11:28 — Общественная служба новостей — ОСН

Популярные российские сервисы по найму рабочей силы, такие как Profi.ru, YouDo и Avito, не раз подвергались жесткой критике. Отзывы о проделанной работе, попытках мошенничества и откровенном воровстве появляются с завидной регулярностью.

Почему так происходит, как вернуть деньги, и можно ли юридически привлечь к ответственности тех, кто обманывает или безалаберно выполняет свою работу, — в материале Общественной службы новостей.

Человеческий фактор

Если зайти на сайт, то можно увидеть удобный интерфейс с понятными кнопками и разделением по вакансиям: психологи, сантехники, уборщики и репетиторы.

Казалось бы, куда уж проще — выбираешь того, кто тебе нужен, назначаешь цену, и профи у тебя дома чинит смеситель или преподает уроки французского языка. Но не все так просто. Оказывается, что вы рискуете не только нанять недобросовестного мастера, но и вовсе лишиться денег.

Но, конечно же, так бывает не всегда. Все зависит исключительно от человеческого фактора, и если вам попадется по-настоящему ответственный человек, то вам повезло. Только вот понять это вы не сможете сразу, так как на сайте существует практика подмены номеров и занижения реальной стоимости. Да и вообще, вместо нанятого мастера может прийти другой человек.

ОСН решила опросить тех, кто пользовался услугами подобных сервисов или сам был мастером, нанятым на работу через этот сервис, и попыталась разобраться в ситуации.

Так, москвич Олег (34 года) признался, что остался доволен репетиторскими занятиями с ребенком.

«После двух пробных занятий я оплатил на месяц вперед, и сын заметно лучше начал «шпрехать»

blockquote

«Сыну нужно было подтянуть английский. Уроки, школы и приложения стоят немало, а на Профи.ру я нашел репетитора, который занимается за приемлемую цену. После двух пробных занятий я оплатил на месяц вперед, и сын заметно лучше начал «шпрехать», а в школе даже начали его хвалить. Да и ему самому нравится», — указал он.

А вот семья К. из Петербурга нарвалась на откровенный «развод». Они рассказали, как к ним пришел мастер по ремонту компьютеров с хорошими, на первый взгляд, отзывами. Но все, что он сделал, — разобрал ноутбук и не смог его собрать.

«Деньги он вернул, извинился, но настроение было подпорчено. До «профи» ему точно далеко»

blockquote

«Деньги он вернул, извинился, но настроение было подпорчено. До «профи» ему точно далеко», — признается глава семейства.

Еще одному москвичу Ринату и вовсе не повезло. Ему попался откровенный мошенник, очевидно, никогда не занимавшийся психологией, и просто выслушивал истории мужчины, и говорил, что «все будет хорошо».

Евгений К. из Ленинградской области работает c Профи.ру и YouDo давно, делает людям ремонт «под ключ» и признается, что никто ни разу не жаловался, а благодаря сарафанному радио и сайту он нашел немало новых клиентов.

«Приходят наркоманы, засыпающие во время кладки плитки, или пьяные репетиторы. Все зависит от человека»

blockquote

«У меня сложившаяся бригада, мы выполняем заказы и никаких проблем не возникало. Правда, у многих клиентов поначалу было заметно серьезное недоверие, и я слышал массу историй, когда приходят наркоманы, которые засыпают во время кладки плитки. или пьяные репетиторы. Все зависит от человека», — отмечает Евгений.

Таким образом, можно сказать, что такие сервисы сегодня — это некая лотерея. Но если работники могут быть разными в зависимости от своей совести и целей, то как сервису обеспечить безопасность клиентов и в некоторых случаях самих «профессионалов».

Асимметрия информации

Как отметила в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей научный руководитель кафедры экономики, труда и персонала МГУ им. Ломоносова Риорита Колосова, наем человека, когда ты смотришь ему в глаза, в разы надежнее, хотя зона риска в этом тоже есть.

«Он может оказаться некомпетентным. Асимметрия информации есть всегда. Организации, которые предварительно принимают квалификационные и аттестационные экзамены, конечно, хоть какую-то гарантию обеспечивают», — уточнила она.

По мнению Колосовой, благодаря информационному будущему можно многое узнать о специалисте заранее, но после знакомства с ним может произойти так, что он окажется некомпетентным.

«Если это джентльменское соглашение, что вы его, на дуэль потом вызовете?»

blockquote

«Мера компетентности может быть выше, но риск остается всегда. В этом случае нужно прорабатывать технологию страхования от возможных рисков. Это целая наука. Нужно в договоре обговаривать время и качество работы. Если это джентльменское соглашение, что вы его, на дуэль потом вызовете?», — иронизирует эксперт.

Риорита Колосова напомнила, что технология страхования от подобных рисков существует, и ей обязательно нужно пользоваться.

Информационные порталы

Юрист Василий Воробьев в беседе с ОСН отметил, что данные сервисы, по сути, являются информационными порталами, передающими контакты специалистов клиентам, а значит, никакой ответственности за выполняемые работы и другие действия они не несут.

«Данные сервисы являются агрегаторами отзывов и могут лишь передать контакты. При этом услуг они не оказывают и, так же как маркетплейсы, не отвечают за качество того или иного товара», — заключил специалист.

Стоит отметить, что цены на услуги на подобных сайтах довольно приятные: например, устранение течи в ванной будет стоить вам от 1000 рублей, а в отдельных случаях — от 800 рублей.

Услуги репетитора в среднем стоят от 1000 рублей за час, в зависимости от квалификации и отзывов. Но самое главное то, что наемный специалист сам устанавливает любую возможную цену вне зависимости от средних значений или конкуренции. Но, как выяснилось, дорого — не всегда значит качественно.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!