Первый в мире тормозной парашют

социальный Проект

Тормозной парашют

Тормозной парашют, разработанный в начале XX века талантливым русским изобретателем Глебом Котельниковым, до сих пор считается одним из самых значимых достижений в истории развития мирового транспорта.

В основу работы тормозной системы положен принцип действия первого в мире авиационного ранцевого парашюта, который также был представлен Котельниковым. Именно его изобретатель применял впервые, чтобы замедлить скорость движущегося автомобиля. Вскоре тормозной парашют стал представлять собой уже более сложную установку, используемую в самых разных транспортных средствах, а сегодня без нее сложно представить не только авиацию, но и космические полеты.

Тормозной парашют, который создал русский изобретатель Глеб Котельников, до сих продолжает обеспечивать безопасность при выполнении маневров на больших скоростях и остановки техники, оберегает жизни огромного количества летчиков по всему свету и является еще одним доказательством первенства отечественной науки в мире.

Создание первого тормозного парашюта

Работа тормозного парашюта на бомбардировщике B-52 американских ВВС
Работа тормозного парашюта на бомбардировщике B-52 американских ВВС. Фото: wikimedia.org

Первый в мире тормозной парашют был разработан российским инженером Глебом Евгеньевичем Котельниковым в 1912 году. Это было устройство, которое позволяло снижать скорость движущегося автомобиля.

Тормозной парашют сегодня используется для замедления самых разных объектов, не только автомобиля, но и, например, самолета, катера или другого транспортного средства.

Принцип работы тормозного парашюта состоит из двух главных этапов:

  1. Развертывание парашюта. Для активации тормозного парашюта, водитель или летчик нажимает на кнопку или тормозной рычаг. Это заставляет высокоскоростной воздушный поток заполнить парашют, который начинает развертываться.
  2. Создание силы воздушного сопротивления. Воздух, который проходит через парашют, образует кольцевой вихрь, создавая на объекте силу воздушного сопротивления. Поскольку сила воздушного сопротивления увеличивается, скорость объекта падает.

Тормозной парашют является важным элементом в системе безопасности при управлении транспортом. В современных средствах передвижения это устройство обычно работает в связке с системой прочих тормозов и экстренного отключения двигателя, чтобы предотвратить возможные аварии на дорогах или в небе.

Первый тормозной парашют был опробован на автомобиле «Руссо-Балт» в 1912 году. В последующие годы тормозные парашюты появились и на других видах транспорта, включая самолеты и катера.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Глеб Котельников также стал известен благодаря созданию первого в истории ранцевого парашюта РК-1.

Области применения и мировое значение создания тормозного парашюта

Работа тормозного парашюта американского шаттла "Дискавери"
Работа тормозного парашюта американского шаттла “Дискавери”. Фото: wikimedia.org

Создание устройства Котельникова стало отправной точкой для дальнейших исследований, инженеры всего мира начали рассматривать возможность использования тормозного парашюта в своих транспортных средствах. В наше время тормозной парашют используется на всех типах транспорта (от автомобилей до военных самолетов).

В 1937 году в Советском Союзе тормозные парашюты начали применяться в сфере авиации и, прежде всего, полярной авиации. Это оказало значительное влияние на безопасность приземления и позволило сократить пробег самолетов после приземления. Приземление на снежных поверхностях было непростой задачей, а традиционные методы торможения не были достаточно эффективными. В этом плане тормозные парашюты сильно выручали пилотов.

Вскоре после того, как технология тормозных парашютов была успешно внедрена в авиацию, она была применена и в других областях, связанных с высокой скоростью передвижения.

Одно из самых известных применений тормозных парашютов — установление рекордов скорости на автомобилях. Например, во время гонок на короткую дистанцию использование тормозных парашютов позволяло гонщикам безопасно останавливаться после финиша и предотвращать аварии.

Работа тормозного парашюта на истребителе F-16A
Работа тормозного парашюта на истребителе F-16A. Фото: wikimedia.org

Тормозные парашюты используются в космических миссиях для замедления скорости летательного аппарата при входе в атмосферу. Это позволяет контролировать его падение и снизить риск повреждения при приземлении. Тормозной парашют использовался и при последних марсианских миссиях, как правило, в парной работе с ракетными двигателями. Это нужно для более точной посадки. Во время входа в атмосферу Марса, тормозной парашют медленно раскрывался, замедляя движение аппарата до критической скорости, после чего включались другие системы для дополнительного замедления и наведения на точку приземления.

Создание тормозного парашюта российским инженером Глебом Евгеньевичем Котельниковым в 1912 году стало значимым прорывом в истории развития транспорта. Это устройство значительно повысило безопасность передвижения на дорогах, в воздухе и на воде, снижая риски возникновения опасных ситуаций. Тормозной парашют доказал, что Котельников был одним из великих инженеров своего времени и гордостью российской науки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Среди тормозных устройств в летательных аппаратах, тормозной парашют считается наиболее надежным и действенным способом сохранить машину и жизнь пилота.

Популярные вопросы

Вопрос: Чем полезен тормозной парашют в авиации?

Ответ: Это устройство крепится на самолете и предназначается для сокращения длины его пробега при приземлении. Обычно применяется на скорости от 180 до 400 км\час.

Вопрос: Какое применение тормозные парашюты нашли в космической отрасли?

Ответ: Тормозные парашюты используются в космических миссиях для замедления скорости летательного аппарата при входе в атмосферу. Это позволяет контролировать его падение и снизить риск повреждения при приземлении. При последних марсианских миссиях тормозной парашют тоже использовался, но в паре с ракетными двигателями для более точной посадки.