Русские народные сказки в мировой культуре

социальный Проект

Русские народные сказки

Русские народные сказки являются важной составляющей мировой литературы. Они представляют уникальный фольклорный материал, повествующий о древних традициях, укладе жизни, обычаях и верованиях русского народа, которые изучают исследователи по всему свету.

Созданные в сказках архетипы стали узнаваемыми символами нашей страны за рубежом. Истории про Ивана-царевича, Бабу-Ягу, Колобка, Василису Прекрасную, Трех богатырей широко известны в разных странах мира. Сложно назвать точное количество русских народных сказок, однако в XIX веке был опубликован сборник известного исследователя фольклора Александра Афанасьева, который собрал более 280 оригинальных сюжетов. Эта книга моментально разлетелась по всему свету и стала самым популярной хрестоматией по этой теме, выдержав 25 переизданий. Русские народные сказки вдохновляли многих великих писателей. Особое внимание им уделял Александр Пушкин, который вдохнул новую жизнь в отечественный фольклор.

Сегодня русские народные сказки представляют собой редчайший культурный феномен, который изучают во всем мире.

Зарождение русской народной сказки

Портрет Афанасьева
Портрет Афанасьева. Фото: wikipedia.org-public_domain

Русская народная сказка имеет древние истоки и уникальные традиции, которые со временем трансформировались и стали известны на весь мир. Пройдя долгий путь, этот жанр стал одним из шедевров мировой культуры. Сегодня русский фольклор является исключительным кладезем знаний для ведущих исследователей по всему свету.

До XVII столетия сказки существовали не в привычном нам виде, чаще всего они назывались басней или байкой. Они носили устный характер, их рассказывали скоморохи, которые занимались увеселением населения, или специальные придворные люди, которые зачитывали историю царю перед сном.

Помимо этого сказки использовали при обрядах инициации, то есть при переходе человека из одной возрастной группы в другую. По заветам было принято устраивать специальные испытания, которые сопровождались необычными историями.

Первые письменные упоминания о сказках в привычном нам понимании встречаются в XVII веке, а вот развитие их как жанра начинается со следующего столетия.

Во все времена сказки имели ряд отличительных особенностей: они обязательно рассказывали о том, чего не происходило в реальности, и имели под собой мифологическую подоплеку. Вся система персонажей подбиралась в соответствии с фантастическими историями и событиями, главными героями часто могли стать животные, птицы, растения, которые умели превращаться в людей.

Иллюстрация к книге Бажова "Серебряное копытце"
Иллюстрация к книге Бажова “Серебряное копытце”. Автор: Марина Успенская

Существует три категории сказок: волшебные, о животных и бытовые. В последних чаще всего рассказывалось о повседневной жизни людей и их насущных проблемах. Героями таких произведений были обычные люди со своими пороками: ленью, глупостью, жадностью и многим другим.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Чаще всего авторы сказок обращались к сюжетам, в которых рассказывалось о взрослении главного героя. Одной из самых известных историй стала сказка про Царевну-Лягушку, которая может превращаться в прекрасную девушку. Для того, чтобы расколдовать возлюбленную, Ивану-Царевичу приходится отправиться в лес на поиск Кощея Бессмертного. Попутно он преодолевает испытания, встречает различных животных, они помогают ему в поисках заветной иглы, которая может победить злодея. А в сказке про Серого волка Иван должен найти волшебную Жар-птицу, крадущую яблоки из сада его отца. Попутно Иван терпит неудачу, но затем встречает Серого волка, который начинает помогать ему. Вместе они находят заветную цель, а Иван встречает возлюбленную Елену Прекрасную. 

Примечательно, что по сказкам можно проследить историю формирования национальной культуры и ее преобразования. В этом жанре произошло слияние нескольких фольклорных направлений, в том числе народного эпоса, притч, богатырских сказаний и духовных стихир. В зависимости от места зарождения истории менялась и система персонажей. Например, в северных регионах героями сказок становились олени, лоси, тюлени, а в южных преобладали зайцы, лисы, волки. То есть те животные, которых можно встретить в регионе.

Первые письменные сборники сказок возникли в конце XVIII столетия. Это было время, когда возрос интерес к национальной идентичности и обращению к исконно русским традициям. Появилась плеяда исследователей, которые занялись изучением русского фольклора. Благодаря им в России удалось собрать уникальный материал, рассказывающий о нашем наследии.

Влияние русской народной сказки на мировую литературу

Расцветом русской народной сказки можно считать XIX век, когда в России особое значение имела отечественная литература, а писатели, жившие в то время, стали известны на весь мир. Одним из главных направлений того столетия можно было считать фольклор. К нему часто обращались Александр Пушкин и Николай Гоголь, которые в своих работах использовали принципы народности и творили новые образы, которые в дальнейшем стали узнаваемыми символами русской культуры по всему свету.

Георгий Милляр в образе Бабы-Яги
Георгий Милляр в образе Бабы-Яги. Фото: Киностудия-им.-М.-Горького

В то же время зарождается отечественная фольклористика как отдельное направление в исследовательской науке. Такие мастера как Федор Буслаев, Александр Афанасьев, Всеволод Миллер, Михаил Макаров и Владимир Пропп стояли у истоков изучения русских народных сказок. Благодаря их изысканиям удалось собрать исключительные сведения о становлении этого жанра у нас в стране. Они создали всемирно известные монографии, на которые опирались и продолжают опираться многие современные лингвисты и фольклористы.

Михаил Макаров был одним из первых, кто попытался теоретически осмыслить русский фольклор, он выпустил одно из первых комментированных изданий отечественных фольклорных текстов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В XIX столетии изучение русских народных сказок представляло собой кропотливый процесс. Исследователям приходилось просматривать множество документов, археологических находок, изучать народную лексику и различные предания, а потом интерпретировать их. Поэтому первые комментированные сборники и научные работы собирались фактически по крупицам. 

Изучение русских народных сказок продолжилось и в XX столетии. Самым известным фольклористом этого периода считается Владимир Пропп, который сделал ряд фундаментальных исследований, ставших основой для специалистов по всему свету. Именно ему принадлежит идея связать русскую народную сказку с обрядом тотемической инициации. Он выдвинул идеи зарождения русской сказки из обрядовой традиции, а в качестве примера и подтверждения указал, что образ Бабы-Яги очень похож на старшего посвящающего.

Сегодня русские народные сказки являются неотъемлемой частью мировой литературы. С их помощью можно проследить, как менялась жизнь русских людей, их культурные особенности, старинные обычаи и верования, уклад жизни. Все это составляет редчайший культурный феномен, который изучают во всем мире.

Популярные вопросы

Вопрос: Какие есть самые популярные русские народные сказки?

Ответ: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Царевна-лягушка».

Вопрос: Почему у русских народных сказок нет автора?

Ответ: Большинство русских народных сказок дошли до наших дней, не сохранив автора, так как изначально их передавали из уст в уста. в таком случае было невозможно отследить первоначального создателя истории.