“Крокодил” из России: уникальные характеристики Ми-24

социальный Проект

Ми-24 – транспортно-боевой вертолет

Ми-24 – уникальный советский и российский вертолет, впервые поднявшийся в воздух в 1969 году. Он стал первой в мире машиной подобного класса с убираемым шасси, самой быстрой для своего времени.

Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах по всему миру, побывав в Эфиопии и Сомали, Иране и Ираке, во Вьетнаме и даже на Шри-Ланке, где во многом благодаря этой машине наконец закончилась гражданская война, длившаяся 26 лет.

На вертолете было установлено немало рекордов, в том числе в скорости полета, равной более 368 километров в час. На высоту 3000 метров машина успевает подняться невероятно быстро – за 2 минуты 34 секунды. На ее счету есть и рекорд дальности перелета: в 1992 году вертолет преодолел около 20 тысяч километров по маршруту “Москва-Майами”. Ми-24 – гордость отечественной авиационной промышленности, который считается одним из самых массовых вертолетов во всем мире.

История создания, особенности и модификации

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Ми-24 – транспортно-боевой вертолет. Фото: wikipedia.org-FOX 52, CC BY-SA 4.0

В 60-е годы прошлого века во время крупных боевых столкновений во Вьетнаме и в Алжире весь мир наблюдал за успешным применением французских и американских вертолетов. Советский Союз во что бы то ни стало должен был показать, что в отечественном арсенале есть кое-что получше. Тогда наши инженеры во главе с Михаилом Леонтьевичем Милем принялись создавать концепт уникального и, по сути, первого в стране полноценного боевого вертолета. Проект развивался с невероятной скоростью. Спустя всего четыре года, в 1969-м, уже была готова машина для испытаний, а к 71-му году вертолет приняли на вооружение.

В нашей стране благодаря особому облику машину неофициально назвали “Крокодил”. Согласно классификации НАТО, она получила имя Hind или “Лань”. Видимо, так североатлантический альянс отдал дань уважения невероятным скоростным возможностям вертолета. Отчасти для повышения этой характеристики отечественные конструкторы снабдили Ми-24 убирающимися шасси. Такой функции не было еще ни у одного вертолета в мире. Первые модификации машины располагали двумя кабинами: одной с бронированным лобовым стеклом для летчика и стрелка, и второй – грузовой. Обе при этом были герметичны, что позволяло вертолету работать даже в зоне радиоактивного заражения.

Основные данные:

  • длина фюзеляжа вертолета достигает более 17 метров, ширина – 1,7 метра, высота с винтом – почти 5,5 метров;
  • диаметр несущего винта превышает 17 метров;
  • максимальная взлётная масса равна 11,5 тонн (2,4 тонны вертолет способен нести на внешней подвеске и 1,5 тонны – в кабине);
  • запас топлива с учетом подвесных баков превышает 6000 литров (расход – по 780 литров в час);
  • мощность вертолета обеспечивают два двигателя по 2500 лошадиных сил каждый;
  • крейсерская скорость составляет 250 км\час;
  • при перегонке стандартная дальность полета достигает 1000 км;
  • динамический потолок высоты равен почти 5 км;
  • экипаж составляет от 2 до 3 человек. Кроме того, вертолет может вместить группу десантников до 8 человек или четырех раненых (в их числе двое на носилках) и одного медика.
Фото из кабины вертолета
Фото из кабины вертолета. Фото: User Mike1024, Public domain, via Wikimedia Commons

Вертолет Ми-24 обладает поистине устрашающим вооружением. Он укомплектован неподвижной 30-миллиметровой и 23-миллиметровой подвижной пушками. Дополнительное оружие может быть размещено на шести точках подвески. Здесь можно закрепить два УПК-23-250 – специальных контейнера со встроенными в каждый двуствольными скорострельными пушками калибром 23 миллиметра или похожими контейнерами с пулеметами или гранатометами. Кроме того, вертолет может наносить удары управляемыми ракетами Штурм-В и Атака-М, неуправляемыми снарядами и боеприпасами класса “воздух-воздух”, а также кассетными бомбами до 500 кг.

Ми-24 обладает огромным количеством модификаций. Самые известные из них:

  • серия В – укомплектован подвижной пулеметной установкой, современным прицелом АСП-17В и модифицированными двигателями ТВ3-117В;
  • серии ВК-2 и ПК-2 – экспортные модификации, оборудованные гиростабилизированной прицельной системой ОПС-24Н и навигационным комплексом;
  • серия К – разведывательный вертолет, оснащенный системой наблюдения “Ирис”, цифровой корректировочной системой “Рута” и аэрофотоаппаратом;
  • серия ПН – предназначенная для ночных боевых вылетов и укомплектованная тепловизорами в особой системе наведения;
  • серия Р – вертолёт для радиационной, химической и биологической разведки с экскаваторами для забора грунта;
  • серия ХР – машина-разведчик в зоне радиоактивного заражения;
  • серия ЛЛ – летающая лаборатория;
  • БМТ – машина без вооружения, брони и крыла, которую можно использовать как минный тральщик. Для этого вертолет оснащен траловым устройством, а также дополнительным баком с горючим.

Применение, рекорды и известность

Выставочный вертолет Ми-24
Выставочный вертолет Ми-24. Фото6 Riyaah, Public domain, via Wikimedia Commons

Всего было построено более 5200 боевых машин, которые в том числе шли и на экспорт.

Впервые вертолет продемонстрировал свою мощь за границей в войне Эфиопии против Сомали (на стороне первой). Всего же он участвовал в 30 военных конфликтах в Ливане, Никарагуа, Иране и Ираке, Вьетнаме, Афганистане и на Шри-Ланке. Южноазиатское островное государство применило отечественные вертолеты во время гражданской войны 1983-2009 годов и смогло ее завершить во многом благодаря уникальной машине, созданной в Советском Союзе.

Ми-24 является знаменитым вертолетом-рекордсменом. В 1978 году машину удалось разогнать до невероятных 368 км\час. Кроме того, вертолет смог преодолеть до 20 тысяч километров, пролетев от Москвы до Майами, и продемонстрировать невероятные показатели скороподъемности, преодолев высоту в 3 тысячи километров за 2,34 минуты.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Советская машина стала невероятно популярна и у голливудских кинопроизводителей. Для съемок фильма “Красный рассвет” с Патриком Суэйзи и Чарли Шином были созданы специальные макеты отечественных вертолетов. Для этого местные умельцы переделали фюзеляжи SA.330. Затем они же появились в кадрах “Рэмбо”. Оригинальную же экспортную модификацию Ми-24 можно увидеть в картине “Кровавый алмаз” с Леонардо Ди Каприо. 

Популярные вопросы

Вопрос: Когда состоялся первый полет вертолета Ми-24?

Ответ: 19 сентября 1969 года.

Вопрос: Сколько человек составляет экипаж вертолета Ми-24?

Ответ: В стандартной серии экипаж составляет двое человек, но иногда может доходить до трех, включая самого пилота, штурмана-стрелка и бортового инженера.