Первая в мире колонная станция метро глубокого заложения

социальный Проект

Колонная станция глубокого заложения

Станция  “Маяковская” Московского метрополитена, известная миллионам туристов по всему свету, является не только примером уникального дизайна и архитектуры советского периода, но и исключительным достижением метростроевцев. Она стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения, настоящей сенсацией своего времени, невероятным достижением нашей страны. 

Открытие “Маяковской” в 1938 году показало всему миру, что Советский Союз способен справиться с самыми непростыми инженерными задачами. Возведение колонных станций глубокого заложения считается невероятно сложным техническим процессом, как из-за особенностей грунта, требующих совершенно нового подхода к строительству, так и из-за необходимости непрерывного контроля за безопасностью рабочих, что всегда являлось одной из важнейших задач.

Станция “Маяковская” стала символом величия советского государства, ее возведение было уникальным, технически продуманным решением, ознаменовавшим настоящий прорыв в нелегком деле метростроительства по всему миру.

Особенности устройства колонных станций глубокого заложения

Первоначальный проект станции
Первоначальный проект станции. Фото: wikipedia.org

Традиционно колонные станции состоят из центрального зала, который является основным входом на станцию, и двух боковых залов, которые соединены с центральным залом взаимопересекающимися разомкнутыми кольцами обделок. Именно на них опираются колонны. Конструктивный элемент в виде колонны является общим для каждой пары залов на станции.

В зависимости от типа станции, нагрузка от кольца обделок на колонны передается через клинчатые перемычки либо через прогоны. Эта система образует колонно-прогонный комплекс, который обеспечивает необходимую прочность и устойчивость структуры станции.

Одним из главных преимуществ колонных станций является их высокая пропускная способность. Благодаря сложной конструкции и оптимальному использованию пространства, они способны справиться с высоким пассажиропотоком. Это особенно важно для крупных городов, где метро играет ключевую роль в системе общественного транспорта.

Строительство колонных станций глубокого заложения является сложным техническим процессом, требующим мастерства инженеров и строителей. Особенности геологических условий, ограниченный доступ к строительной площадке и необходимость обеспечения безопасности делают проекты таких станций настоящим вызовом.

Современная "Маяковская"
Современная “Маяковская”. Фото: wikipedia.org, Ludvig14, CC BY-SA 4.0

Инженеры Московского метрополитена, благодаря своему опыту и профессионализму, успешно справляются с этими сложностями и создают великолепные колонные станции, которые являются прекрасными примерами гармоничного сочетания архитектуры, инженерии и функциональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Особенными стали так называемые колонно-стеновые станции. В них часть промежутков между колоннами заменена простенком. Это играет особенную роль в обеспечении безопасности конструкций сводов залов станций с глубиной заложения 50 метров и более. Стеновые промежутки помогают распределить нагрузку и устойчиво сопротивляться горному давлению. Примеры колонно-стеновых станций метро можно найти в разных российских городах. В Москве это, например, “Достоевская”, “Крестьянская застава”, “Трубная” и “Дубровка”.

Уникальность станции «Маяковская» и мировое значение ее открытия

Колонная трехсводная станция “Маяковская” отличается своим уникальным архитектурным стилем и привлекает внимание своей красотой. Она была первой станцией метро глубокого заложения, где вместо стальных колонн использовались мраморные пилястры. Этот подход впоследствии стал характерным для московского метрополитена.

Одна из особенностей станции “Маяковская” – ее орнаментированное оформление. Стены платформы украшены мозаикой из стеклянных панелей, на которых изображены сцены из жизни советского общества. Здесь представлены работы известных художников того времени, таких как Александр Дейнека, Алексей Ефремов и Николай Ромадин.

Одной из самых интересных особенностей станции “Маяковская” является ее архитектурный дизайн. Здесь сочетаются элементы русского конструктивизма и ар-деко, что придает станции неповторимый характер. Огромные мраморные пилястры, арки и характерные ограждающие решетки создают эффект величественности и элегантности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Главным архитектором станции «Маяковская» был Алексей Душкин (1903 – 1977) – выдающийся советский архитектор, апологет конструктивизма и советского ар-деко, лауреат трех Сталинских премий.

"Маяковская"
“Маяковская”. Фото: wikipedia.org\Bjørn Christian Tørrissen, CC BY-SA 3.0

В 1939 году проект станции “Маяковская” был награжден Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Это признание подтверждает исключительность и уникальность дизайна. Станция “Маяковская” также имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения и считается одним из наиболее популярных архитектурных объектов Москвы, который и сегодня продолжает привлекать внимание миллионов туристов, став визитной карточкой московского метрополитена. Кроме того, станция “Маяковская” является прекрасным примером того, как искусство может существовать в рамках пространства общественного транспорта.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В особенно тяжелые дни Великой Отечественной войны “Маяковская” превращалась в бомбоубежище. Сегодня на ней, в ночное время, проводятся церемонии бракосочетания.

Популярные вопросы

Вопрос: Какую награду и в каком году получил проект станции московского метро «Маяковская»?

Ответ: В 1939 году проект станции “Маяковская” был награжден Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Вопрос: Что такое колонно-стеновая станция метро?

Ответ: Колонно-стеновая станция метро является разновидностью колонной станции глубокого заложения. В таких станциях, часть промежутков между колоннами заменена простенком, что способствует улучшению сопротивления горному давлению в сложных грунтах. Это играет особенную роль в обеспечении безопасности конструкций сводов залов станций с глубиной заложения 50 метров и более.