Эффект Кулешова: что это, где применяется, примеры в кино

социальный Проект

Эффект Кулешова

Эффект Кулешова — уникальное явление в мировом кинематографе, новый метод монтажа, который в двадцатых годах прошлого века начал использовать советский режиссёр Лев Кулешов.

Он доказал, что меняя последовательность одних и тех же кадров, можно наделить эпизод совершенно другим смыслом. Подтвердил теорию Кулешов с помощью короткометражного фильма. На первом кадре, его режиссер не менял, был мужчина, который смотрел в камеру, на другом появлялась то женщина, то тарелка с едой, то погибший ребенок. Взгляд героя оставался прежним, но эмоции, которые он вызывал у зрителя, во всех трех случаях менялись.

Эффект Кулешова подарил режиссёрам всего света совершенно новый инструмент для творчества. Открытием восхищался сам Альфред Хичкок, он считал метод кинематографиста гениальным способом передачи идей фильма, а Жан-Люк Годар — вершиной визуального искусства.

Современное кино во многом развивалось благодаря Льву Кулешову. Именно он заложил основы, по которым до сих пор работают все ведущие режиссёры планеты, эффект Кулешова использовали для создания величайших мировых кинокартин.

Эффект Кулешова: история создания

Актёр Иван Мозжухин, участвовавший в съёмках с применением эффекта Кулешова
Актёр Иван Мозжухин, участвовавший в съёмках с применением эффекта Кулешова. Фото: wikimedia.org

Кинематограф является одним из самых массовых и доступных видов искусства, поклонники которого есть во всех уголках планеты. Становление мирового кино пришлось на 20-е годы прошлого столетия. Во многом развитию этой области способствовали советские режиссёры, которые буквально вдохнули новую жизнь в кино и заложили многие его основы.

Одной из главных фигур в кинематографе был Лев Кулешов, который стоял у истоков зарождения этого искусства. Его эксперименты и визуальные изыскания стали неотъемлемой частью развития визуального творчества. Благодаря Кулешову человечество получило кино в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Режиссёр продемонстрировал важность использования последовательных кадров при монтаже фильма. Лев Владимирович первым в мире высказал идею, что от расположения одних и тех же кадров в фильме может получиться совершенно разный смысл. По сути он придумал уникальный подход в монтаже, ознаменовав новую эру в развитии визуального искусства.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Для демонстрации своей идеи Кулешов использовал один статичный кадр, а второй постоянно менял. На выходе получалось записанное лицо Ивана Мозжухина и три различные сцены: сначала актер смотрел на тарелку с едой, затем на ребёнка в гробу и в конце на девушку. При этом лицо во всех трёх случаях оставалось одинаковым, но каждый раз у зрителя рождались новые чувства, и он воспринимал увиденное, как три совершенно разных эпизода.

При создании нового вида монтажа Кулешов отталкивался от уже существующих наработок. В то время было два основных подхода к склеиванию фильмов. Американский подход заключался в коротких и динамичных кадрах, а русский предполагал более длинные переходы.

Фрагмент из зарубежной книги, посвящённой экспериментальному российскому кино
Фрагмент из зарубежной книги, посвящённой экспериментальному российскому кино. Фото: Библиотека конгресса США

С помощью своих визуальных экспериментов Кулешов сумел доказать, что зритель воспринимает увиденные на экране сцены последовательно, считает кадры логичным продолжением друг друга. Это открытие существенно расширяло возможности режиссёров, которые с помощью разных приемов монтажа могли находить новые смыслы и закладывать в киноленты метафоры, менять нарратив, попутно вызывая самые разнообразные эмоции.

Кроме того, Кулешов показал, что кинематографисты с помощью монтажа могут создать феноменальные вещи, которых нет в реальной жизни. Например, однажды он продемонстрировал на экране образ девушки, отсняв для этого части тела разных актрис, а затем демонстрируя их в определённой последовательности, чтобы у зрителя возник эффект единого персонажа.

Одной из главных заслуг Льва Кулешова была не только практическая применимость придуманного им способа склеивания фильма, но также создание теоретических основ монтажа. Первой его серьезной работой по теории кино стала книга «Искусство кино», выпущенная в 1921 году и сразу ставшая фундаментальной в изучении кинематографа. Эффект Кулешова до сих пор разбирают на первых курсах профессиональных высших учебных заведений, связанных с кино, а его труды стали настольными книгами всех уважающих себя режиссеров.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Советский режиссер занимался и другими способами монтажа, наиболее известный из которых сегодня носит название «географический эксперимент Кулешова». С помощью него он выявил, что при правильном монтаже зритель воспринимает действия актёров в соседних кадрах фильма как взаимосвязанные и продолжающиеся в одном пространстве.

Эффект Кулешова в мировом кинематографе

 

Слева направо: Лев Кулешов и Аркадий Гайдар
Слева направо: Лев Кулешов и Аркадий Гайдар. Фото: wikimedia.org

Вклад Льва Владимирович Кулешова в мировой кинематограф имеет эпохальное значение, ведь новый тип монтажа, придуманный советским режиссёром, стал практической азбукой для многих поколений кинематографистов.

Эффект Кулешова вдохновлял многих специалистов, среди которых были Дзига Вертов, Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик. А Жан-Люк Годар однажды написал, что монтаж Кулешова является вершиной визуального искусства, равных которому нет до сих пор.

Наследие советского гения активно применяют и в современных фильмах. Эффект Кулешова уже давно стал не просто способом склейки разрозненных кусков киноленты, он превратился в отдельный жанр искусства, с помощью которого можно создавать уникальный визуальный ряд, причем не только в кино.

Эффект Кулешова является основой визуальной мысли, которая перевернула весь кинематограф. Лев Кулешов, несомненно, стоял у истоков его развития, а методы, открытые им в начале XX века, во всем мире остаются актуальными до сих пор.

Популярные вопросы

Вопрос: Какие есть самые распространённые примеры эффекта Кулешова в кино?

Ответ: Эффект Кулешова можно встретить в картине «Мисс сорок пятый калибр», режиссера Абеля Феррара, а также в короткометражных работах Альфреда Хичкока.

Вопрос: Где применяют эффект Кулешова?

Ответ: Эффект Кулешова применяют при создании кинолент, видеоклипов и компьютерных игр.