Художник Александр Алексеев: биография, изобретения

социальный Проект

Александр Алексеев

Александр Алексеев — выдающийся российский художник, создатель уникальных техник игольчатой анимации и тотализации иллюзорных объектов. Он разработал новый процесс производства подвижных иллюстраций и запатентовал оригинальную методику, которая стала известна на весь мир.

Алексеев сконструировал специальный игольчатый экран из миллиона крохотных штырей, при помощи которого можно было передавать движение объектов. Подобная техника стала переворотом в графическом искусстве, и сегодня она продолжает покорять отечественных и зарубежных художников. Особое распространение она нашла в Канаде в творчестве мультипликатора Жака Друэна. Технику игольчатой мультипликации можно увидеть и в работах корейских режиссеров.

Сам Алексеев создал наиболее известные иллюстрации к романам Кафки и Ромена. Он сотрудничал с ведущими театрами Франции, работал над оформлением “Русских сезонов” Дягилева в Париже. Его признают во всем мире новатором, исследователем четырехмерного пространства и художником, который подарил миру инновационные способы работы с визуальным искусством.

Александр Алексеев: краткая биография

Портрет Александра Алексеева
Портрет Александра Алексеева. Фото: wikipedia.org-на-условиях-добросовестного-использования

Александр Александрович Алексеев — художник удивительной судьбы и поразительного таланта. Он был новатором, изобретателем с большой буквы, который постоянно находился в поиске и придумывал новые способы работы с искусством. Во всем мире его запомнили, как создателя ряда исключительных графических техник, которые помогают работать с пространственным восприятием той или иной картины.

Алексеев родился в семье военного. Из-за специфики работы отца маленький Александр часто переезжал с места на место, что в дальнейшем повлияло на жизнь и карьеру художника. Уже с ранних лет он видел разные образы и пейзажи, знакомился с другими укладами жизни.

В начале XX века Алексеев с семьей возвращается в Россию, незадолго до этого в одной из командировок погиб его отец. Обучался будущий изобретатель в морском кадетском корпусе, а затем постигал знания в гимназии при институте восточных языков. В начале 1920-х годов служил в дальневосточном флоте моряком, но вскоре оставил это занятие и перебрался за границу.

В Европе Алексеев базировался во Франции, там же были сделаны его первые попытки примкнуть к миру искусства. Он обучался художественному мастерству у российского живописца и графика Сергея Судейкина, в тот же период подрабатывал декоратором в театре. Александр Алексеев сотрудничал с Сергеем Дягилевым, Федором Комиссаржевским, Жюлем Роменом. Проходил курсы в художественной академии в Париже.

Игольчатый экран Алексеева
Игольчатый экран Алексеева. Фото: wikipedia.org-Lëa-Kim Châteauneuf, CC BY-SA 4.0

В качестве книжного иллюстратора начал работать с середины 1920-х годов. Впоследствие это будет самая значимая занятость в карьере Алексеева. График дополнял произведения Гоголя, Пушкина, Достоевского визуальным сопровождением.

В 1930-е годы Алексеев увлекся кинематографом и стал экспериментировать с движением объектов в рамках одного рисунка или иллюстрации. Ему хотелось как можно глубже погружаться в образы, работать со светом и тенью, передавать не просто объекты на бумаге, но и их движение. Специально для этого Алексеев разработал уникальную технологию передачи изображения через четырехмерное пространство. Во многом это была одна из первых практических попыток создать новый математический объект. Благодаря этому изобретению Александр Алексеев стал широко известен на весь мир, и сегодня он почитается, как исключительный изобретатель.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Изобретение Алексеева вызвало живой интерес среди зарубежной публики. Художнику стали поступать предложения использовать исключительную методику для создания рекламных плакатов, но Алексеев ни разу в жизни не использовал экран в коммерческих целях. Все, что создавал творец, носило исключительно высокую миссию. 

После создания игольчатого аппарата Алексеев сосредоточился на отрисовке инновационных изображений. Он разработал фантастического мастерства книжные иллюстрации для работ Пастернака и Достоевского. В 1940-м году Алексеев уехал в США, где работал над анимациями по мотивам романов Франца Кафки. Художник также обращался к более древним темам, он пристально изучал историю Древней Руси.

Александра Алексеева не стало в 1982 году. Он похоронен в Париже

Вклад в мировую науку

Кадр из мультфильма "Ночь на лысой горе"
Кадр из мультфильма Александра Алексеева “Ночь на лысой горе”. Фото: Клер Паркер-1938г

Александр Алексеев известен как первооткрыватель новой техники работы с изображениями. Игольчатый экран, который он придумал в первой трети XX столетия представлял собой небольшое устройство, в которое помещалось миллион штырей. С их помощью художнику удавалось создавать картины: свет падал сбоку на иглы, тени которых создавали определенные образы. Затем механизм приводился в движение, а металлические штырьки вырисовывали необходимые сюжеты. В конце можно было сфотографировать каждый полученный кадр и соединить их в полноценную анимационную работу. Свое устройство Алексеев запатентовал в 1935 году во Франции.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Помимо игольчатого экрана Алексеев придумал технику тотализации иллюзорных объектов. Ее суть заключалась в том, чтобы передавать движение фаз не существующих объектов, которые заменял источник света. Его снимали на длинной экспозиции, а на кинопленке оставался светящийся след от каждой фазы. 

Исключительные методики Алексеева нашли широкое распространение в Канаде. Его главным последователем стал мультипликатор Жак Друэн. Труды российского художника активно изучались зарубежными историками и искусствоведами, о нем писали множество научных работ. Даже сегодня игольчатая анимация имеет продолжение. Особенно ее используют корейские режиссеры для создания мультфильмов.

Александр Алексеев вошел в мировую историю, как выдающийся художник и экспериментатор. Он находился в постоянном поиске и каждый раз удивлял мир своими инновационными решениями. Его высоко ценят, как первопроходца в становлении нового типа анимации и великого иллюстратора.

Популярные вопросы

Вопрос: Какая была первая работа Алексеева, выполненная при помощи игольчатого экрана?

Ответ: Анимационный мультфильм “Ночь на лысой горе” с использованием композиций Модеста Мусоргского.

Вопрос: В каких техниках работал Александр Алексеев?

Ответ: Он делал работы с помощью игольчатого экрана, в техниках офорты и акватинты.